KEY_WORD

Содействие трудоустройству и карьерному росту выпускников 

Вакансии    Резюме       Войти    Регистрация

KEY_WORD
О нас
Студентам
Соискателям и работодателям
Выпускникам
Кадровым агентствам
Нормативные документы
Документы
Выпускающим кафедрам
Рекомендации
Навигационно-справочная служба
Аналитическая информация
Заявки от предприятий
Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью
Дополнительное образование
Отзывы
KEY_WORD
Федеральный портал
Образовательный портал ТУСУР
 

 

Бизнесменами становятся не за партой

  Кобзев А.В.                         

  Слово "инновации" в последнее время стало не просто популярным. По крайней мере, в Томске, кажется, что им просто бредят. А уж с решением об открытии у нас технико-внедренческой зоны словосочетания "инновационный путь развития" и "наукоемкий бизнес" произносятся так часто, что их суть и значение постепенно "замыливается", становится неясным.
Пока понятно одно - с помощью проектов и конкурсов, слов, а не дел, России никогда не догнать продвинутые страны по числу хайтек фирм и доле наукоемкого бизнеса в экономике. Это прекрасно знает наш ректор Анатолий Кобзев, поделившийся своими мыслями и сомнениями в правильности выбранной стратегии дальнейшего развития научно-образовательного комплекса России:
- Нашим правительством сформулирована новая задача - переход к экономике знаний. Задача действительно очень масштабная и важная. И нам не приходится заново придумывать, как ее решить - мировой опыт показывает, как с ней справились другие страны.
Везде индикатором успеха развития "экономики знаний" служит процент валового внутреннего продукта, обеспечиваемого наукоемким бизнесом. "Приличной" считается доля между 50 и 70 процентами. Приведу только один ударный пример: Германия. Нюрнберг. Так называемый "большой Нюрнберг", в котором живут два миллиона, расположен в Баварии, и в нем сосредоточено 75 тысяч хайтек-фирм. Все они дают 60 процентов валового внутреннего продукта Баварии. И это в регионе, где расположены такие транснациональные гиганты, как "Мерседес" и "Ауди"!
А у нас? В России по среднеевропейским меркам должно быть открыто минимум четыре миллиона фирм малого и среднего бизнеса. Имеется - 994 тысячи. 15 лет назад, когда прошла первая предпринимательская волна, было 700 тысяч. Легко посчитать, за какое время мы дойдем до четырех миллионов, если будем идти и дальше такими темпам. (Берет калькулятор) Так, делим, умножаем - получается где-то 150 лет. Нормально это?
Почему-то эту проблему в нашем правительстве упорно проходят стороной. И еще вот что: по классической схеме примерно половина структур малого и среднего бизнеса в стране должна относиться к наукоемкой сфере (и это по меркам Европы - не самого продвинутого региона; например, в Юго-восточной Азии эти цифры нужно умножать на два или четыре). В России же насчитывается всего 22 тысячи наукоемких фирм. А надо два миллиона. Разрыв почти в сто раз.
Если мы будем "расти" такими темпами, то нагоним Европу где-то через тысячу лет. В Томске ситуация выглядит чуть получше - надо бы 20 тысяч структур малого и среднего наукоемкого бизнеса, а имеется 427. И положительная динамика наблюдается - пять лет назад таких фирм насчитывалось всего 200.
Для чего я все эти цифры озвучиваю? Чтобы показать, что для реализации нашей "стратегической цели" - построения экономики знаний, по сути, нужно решить один вопрос.
- И какой же?
- Как быстро нарастить количество фирм малого и среднего бизнеса. И вместо того, чтобы сосредоточитьcя на решении этой задачи, мы свои усилия направляем, куда угодно, но только не на построение цепочки действий, выработки государственной стратегии для создания условий развития наукоемкого бизнеса.
Для начала нужно понять, что в процесс должны влиться десятки миллионов людей. Это значит, что нужно генерировать новую массовую волну предпринимателей малого и среднего бизнеса, особенно в наукоемкой сфере. Тогда продукция наукоемкого бизнеса начнет составлять значительную долю валового продукта страны.
Создание условий для развития новой предпринимательской волны - задача крупнейшая, по своим объемам и значению превосходящая все остальные. В свое время в СССР на реализацию атомного и космического проектов были брошены ресурсы всей страны. Эти проекты были понятны каждому - с помощью фильмов, книг создавался, как теперь говорят, их "положительный имидж". А что теперь? Карьера "бизнесменов" из сериала "Бригада" для многих молодых людей становится руководством к действию, они пытаются выглядеть и поступать как эти герои. Государство просто не заказало пропаганду легального бизнеса, по телевизору мы не увидим истории, как человек с нуля развивает свое производство без копейки бандитских денег, без поддержки из бюджета. А таких примеров у нас много, только кто о них знает? Вот многим и кажется, что "бригада" - единственный выход, и в этом направлении надо двигаться. Такой уровень пропаганды в стране для решения стратегической задачи...
Нужно понять, что проект генерации новой предпринимательской волны крупнее какого-либо другого. В космосе и атомной промышленности заняты десятки тысяч, а в малый и средний бизнес, по крайней мере, должно быть вовлечено полстраны. И ничего подобного мы не видим - только какие-то робкие, не увязанные в единую цель, попытки реформировать отдельные детали. Если мы не признаем этого, то просто не сможем выстроить тактику наших дальнейших действий.
- Что, по-Вашему, нужно, прежде всего, понять, чтобы справиться с задачей генерации бизнесменов новой волны?
- Что единственное место, где они могут "создаваться" - это университеты. Именно здесь сегодня учатся, и будут учиться все предприниматели страны. Если мы хотим чтобы эта "волна" появилась, надо ставить задачу подготовки бизнесменов перед университетами. ТУСУР, в отличие от многих, эту цель перед собой уже поставил. Мы первые открыли студенческий бизнес-инкубатор, а их нужны тысячи - свой в каждом университете.
Должна быть создана инфраструктура, привлекательный имидж предпринимательства, разработана пошаговая стратегия развития инновационной деятельности.
А то у нас выхватывается оттуда кусочек, отсюда кусочек, а общая задача остается нерешенной.
Вот правительством сформулирована инновационная образовательная программа. Что же она должна решить? Объявлен конкурс инновационных проектов, перечислены требования к ним. Доступность, качество... Но качество не бывает абсолютным! Оно должно определяться относительно каких-то требований. Качество инженера наемного труда - одно, научного работника или предпринимателя - другое. Получается, что какой-то безликий университет должен обеспечить безликое же качество неопределенного "специалиста".
Я сожалею, что от конкурса на статус инновационного университета в правительстве перешли к идее конкурса на инновационно-образовательные проекты. Полагается, что, читая студенту хорошие лекции, можно "научить" его быть предпринимателем. Изначально допущена ошибка. Ничего подобного! За партами предпринимателей не подготовишь. Сама мысль, что так возможно сделать, отбрасывает нас назад. Надо чтобы образование в целом стало иным, чтобы в университетах витал дух предпринимательства, поиска. И дух этот не создашь с помощью "образовательной программы", пусть и самой лучшей.
В Стендфордском университете или в Массачусетском (MIT) считается, если выпускник не создал свое дело, он просто неудачник. Фирмы бывших студентов MIT дают 26-ую экономику мира - больше, чем валовой внутренний продукт нашей страны. Вот тот идеал, к которому нам нужно стремиться, и не надо думать, что он невозможен для России.
Очень правильно, что в США ВУЗ оценивают по успеху его выпускников. А у нас только прозвучала такая мысль, что никакие рейтинги не нужны, университеты нужно не по количеству научных статей или койко-мест в общежитиях сравнивать, а по тому, сколько успешных людей они выпускают. Это значит, что в вузе смогли создать такой настрой, дух, что студенты мечтают после учебы создать свое дело. Мы гордимся, когда говорим, что тусуровские выпускники создали 80 процентов наукоемкого бизнеса Томска.
- Значит, в создании технико-внедренческой зоны (ТВЗ) тоже большая часть тусуровских "вложений"?
- Да, все признают, что у нашей зоны есть перспективы для развития именно потому, что создана она на очень прочном фундаменте. Только задумайтесь: должно появиться 20 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест - все для выпускников университетов. Способны ли наши вузы обеспечить все проекты ТВЗ? Ответ положительный. Ни у кого в этом не возникает сомнений, ведь городе учатся 100 тысяч студентов. С развитием ТВЗ постепенно весь Томск станет единой технико-внедренческой зоной, мы приблизимся к европейским стандартам.
Уже сегодня научно-образовательный комплекс - третий по объему сектор экономики области. Он дает 18 млрд. рублей (в том числе наукоемкий бизнес - 6,5 млрд.). Больше дает только нефть и атомная промышленность.
Еще пять лет назад объем наукоемкого бизнеса Томской области был всего 45 миллионов. Рост более чем в 100 раз! Нам удержать бы эти темпы, создать новые компании, условия для их роста. Тогда через пять лет доход от научно-образовательного комплекса перекроет сегодняшний валовой продукт Томской области. Ставку нужно делать по-серьезному.
И не забывайте, 80 процентов работников этой отрасли - выпускники ТУСУРа.
Часть фирм наших выпускников учредила свои структуры внутри ТУСУРа. Мощные - НИИ, поменьше - лаборатории. Сейчас в ТУСУРе работают пять НИИ, 47 научных лабораторий, 25 СКБ. Это мощная инфраструктура, по объемам хоздоговорных работ мы занимаем второе место за Уралом, а по выработке на одного сотрудника - первое место и одно из первых в стране. И внутри университета большой потенциал - наши выпускников очень востребованы в фирмах окружения, каждый год туда устраиваются сотни человек
- Что даст университетам Томска и ТУСУРу создание технико-внедренческой зоны?
- Все наши мечты о построении плотного кольца наукоемких фирм вокруг нашего университета с созданием технико-внедренческой зоны приобретают реальные очертания. Мы поставили цель: окружение ТУСУРа довести до 150 наукоемких фирм (сейчас их около 50, в 2002 году, на момент старта учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), было 23). И надеемся, что при взаимодействии ТВЗ и студенческих бизнес-инкубаторов, мы приблизимся к оксфордской модели и будем способны решить задачу генерации новых предпринимателей.
Но для этого нужна определенная инфраструктура. Во-первых, каждый их шести университетов Томска должен создать свой бизнес-инкубатор (у нас он уже есть, у политехников почти готов). Когда завершится этот этап, появятся выпускники СБИ полные идей и проектов, для реализации которых нужны будут площади и оборудование, поэтому они и начнут стучаться в двери ТВЗ, чтобы разместиться там. Если сейчас в Томске вы заходите создать наукоемкую фирму, то площадей не найдете, они сдаются в аренду, исходя из возможностей торгового бизнеса, молодая компания не сможет найти таких денег. Это очень сильно сдерживает молодежь. Фирмы, что были созданы 15 лет назад, теперь уже признанные гиганты, такие как "ЭлеСи", "Стек", "Интант" первые свои площади получали внутри нашего университета. Если бы мы в свое время наукоемкому бизнесу эту крышу не дали, он бы просто не развился.
С появлением технико-внедренческой зоны у выпускников не будет лишних вопросов, куда идти, чтобы получить оснащенные площади.
Поэтому создание новой волны предпринимателей должно стать стратегической задачей и решать ее нужно на государственном уровне. Это нужная и абсолютно неизбежная цель и "спуститься" она должна в виде новых управленческих решений. Иначе придется просто распрощаться с идеей перехода к экономике знаний.

 


KEY_WORD Добавить вакансию
KEY_WORD Добавить резюме


 СРЦСТВ

KEY_WORD Новости KEY_WORD
В Лабораторию Специальной оценки условий труда (ООО "Региональный центр охраны труда", г. Красноярск) требуются:
Вакансия стажера в финансово-экономическое управление ООО "Томскнефтехим".
В Управление дополнительного образования ТУСУР требуется менеджер продаж образовательных услуг.
ФГУП «ПО «Октябрь» приглашает для трудоустройства и прохождения практики.
Вакансия - программист САПР (АО "Томский электротехнический завод")
Летняя практика - менеджер по продажам
«Микран» поручит команде молодых маркетологов продвижение продуктов на мировой рынок
Аналитик по валидации математических моделей - подробно о вакансии:
Консалтинговое агентство «Prof-IT» предлагает свои вакансии
Вакансия "'Электромонтер"



© 2007, Газета "Сибирский региональный центр содействия трудоустройству выпускников" Разработка и поддержка Веб-студия R70 (3822) 599-669